Top.Mail.Ru

Власти предложили пошаговую индексацию утильсбора на машины и автобусы

Как к 2030 году вырастет ставка?
Власти сформулировали параметры пошаговой индексации утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику на период до 2030 года. Новый подход должен учитывать интересы и потребителей, и производителей, считают в Минпромторге.

Правительство планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на автомобили, автобусы и отдельные позиции спецтехники на период до 2030 года, рассказали два источника РБК, знакомых с текстом соответствующего проекта постановления правительства. Планы по изменению расчетов подтвердили в Минпромторге.

По словам источников РБК, индексация утилизационного сбора предусмотрена только на те виды техники, производство которых освоено на территориях России и Белоруссии. «Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на ее стоимость благодаря мерам государственной поддержки», — цитирует документ один из источников.

«Утилизационный сбор — это разовый платеж, и предлагаемая индексация не затрагивает те автомобили, которые уже находятся в эксплуатации в России, — поясняет РБК Альберт Каримов, замминистра промышленности и торговли. — Поэтапная индексация утилизационного сбора рассматривается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники».

По его словам, параметры утилизационного сбора могут корректироваться в зависимости от того, освоено ли в России и союзных государствах производство определенных видов техники и способно ли оно закрыть потребности внутреннего рынка. «По каждому сегменту техники в новом проекте учтены сроки, которые необходимы нашим производителям, чтобы выйти на достаточные для этого мощности», — отметил он.

Как считается утильсбор и как он изменится.

Первый формат утилизационного сбора появился в России в 2009 году — тогда владелец старой машины мог сдать ее на переработку в обмен на сертификат на 50 тыс. руб. В 2012 году утилизационный сбор был введен для импортеров автомобилей (как физлиц, так и компаний). Тогда это объяснялось необходимостью защиты от резкого роста объема ввоза подержанных иномарок, не отвечающих экологическим требованиям. Но такое решение не поддержал Евросоюз, посчитав дискриминационной мерой по отношению к ее производителем, и даже обратился с иском против России во Всемирную торговую организацию. Как итог, необходимость уплаты утильбора распространилась и на российские производства (одновременно с этим были введены субсидии, сопоставимые с размером сбора).

Размер ставок периодически пересматривается. Последнее изменение — с 1 июля 2024 года — коснулось некоторых категорий спецтехники, включая самосвалы и тяжелые бульдозеры. «Здесь важно учитывать, что индексация утилизационного сбора не формирует предпосылок для увеличения стоимости отечественной дорожно-строительной техники, поскольку российским производителям доступен комплекс мер господдержки, — отмечает Альберт Каримов. — После изменений, вступивших в силу 1 июля, можно сказать, что колебания цен не зафиксированы. Только на отдельные модели по отношению к началу года рост составил не более 2%, что было связано в первую очередь с макроэкономическими факторами — годовой инфляцией, которая в июне достигла 8,59%, ключевой ставкой, последствиями санкционного давления».

Утильсбор рассчитывается исходя из базовых ставок в 20 тыс. руб. (для легковых автомобилей) и 150 тыс. руб. (для практически всех остальных категорий транспортных средств). Финальный размер платежа определяется возрастом автомобиля (на машины от трех лет ставка значительно выше) и соответствующим коэффициентом к базовой ставке. Например, за новый электромобиль (или с гибридным двигателем) с объемом двигателя до 3 тыс. куб. см владелец — физическое лицо платит утильсбор исходя из коэффициента 0,17, или 3,4 тыс. руб. Согласно проекту постановления, для такого типа автомобилей коэффициент остается таким же и к 2030 году.

Исходя из документа, изменения к 2030 году планируется ввести для новых автомобилей следующего типа:

  • транспортные средства с электродвигателями, в том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа — расчетный коэффициент увеличивается с 1,63 в 2024 году до 58,62 к 2030 году;
  • транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1–2 тыс. куб. см — коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3–3,5 тыс. куб. см — с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс. куб. см — с 114,26 до 240,89;
  • грузовики массой 12–20 т — коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12–20 т — рост с 16,39 до 29,03;
  • автобусы с электродвигателями — коэффициент увеличится с 17 до 30,2;
  • полуприцепы — с 7,4 до 15,6.

«Доля некоторых видов специализированной строительно-дорожной техники отечественного производства на внутреннем рынке остается низкой», — говорит один из источников РБК, знакомых с расчетами Минпромторга. По его словам, «министерство проработало с отдельными российскими производителями возможность инвестирования в создание производств соответствующих видов техники посредством заключения специальных инвестконтрактов, в которых будут зафиксированы в том числе их обязательства по ежегодному наращиванию объемов производства». «В этой связи предлагается в 2024 году предусмотреть отложенную индексацию коэффициентов утилизационного сбора на эти машины, имея в виду принятие в 2024 году решения по индексации утилизационного сбора с момента, когда доля российской техники на внутреннем рынке будет преобладающей (предварительно начиная с 2026 года), — объясняет он. — Далее в отношении данной продукции проектом постановления также предлагается ввести ежегодную пошаговую индексацию».

Как изменение ставки оценивает бизнес.

Как отметил Каримов, новые параметры утильсбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года будут вынесены на общественное обсуждение, «чтобы при принятии решения руководствоваться мнениями широкого круга участников рынка, экспертов, отраслевых ассоциаций».

Основные опасения из-за риска ставок утильсбора — у строительной отрасли. «Рост стоимости строительно-дорожной техники зарубежного производства в связи с повышением утилизационного сбора приведет к прямому росту издержек потребителей, повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на предприятие — владельца транспортного средства с увеличением стоимости выполняемых работ. Данные расходы будут компенсироваться через рост стоимости машино-часа при формировании сметной стоимости строительства», — говорится в письме Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) в адрес вице-премьера Дениса Мантурова в конце июня (РБК ознакомился с обращением). Как итог, как предупреждают в ассоциации, «это приведет к росту стоимости госконтрактов, повышению нагрузки на бюджетную систему и росту инфляции».

«Проблема в том, что, даже нарастив объемы, российские производители не в силах закрыть потребности в спецтехнике транспортных строителей, — отмечает Мария Ярмальчук, гендиректор НАИК. — Задержки по поставкам уже заказанных отечественных машин могут достигать до полугода и больше, что неприемлемо для подрядчиков, которые по закону несут гарантийные обязательства по срокам и качеству выполнения работ. Не стоит забывать и о том, что некоторые категории спецтехники в нашей стране пока попросту не производятся. К примеру, гусеничные тракторы мощностью 300–400 л.с., фронтальные погрузчики или самоходные катки».

Как отмечает Ольга Бабина, гендиректор группы строительных компаний «Дон», с начала текущего года цены на строительную технику выросли на все категории оборудования, но наиболее заметное увеличение цен было на асфальтоукладочную технику и тяжелую дорожную технику, такую как экскаваторы и бульдозеры: «Это связано с различными факторами, включая рост цен на сырьевые материалы, логистические издержки и изменения в налоговом законодательстве. Мы оцениваем, что рост цен на эти категории техники составил от 10 до 15%, что существенно увеличивает наши операционные расходы».

«Учитывая большое количество техники, которое было завезено в 2022–2023 годах, до увеличения утильсбора, цены на всю линейку дорожно-строительной техники увеличивались постепенно с начала года, в среднем динамика роста цен по отношению к прошлому году составляет 12–15%», — приводит данные Максим Караянис, гендиректор «НПС Снабжение».

«Необходим эффект масштаба».

О влиянии повышения утильсбора 2023 года и целях предстоящего РБК рассказал Альберт Каримов, замминистра промышленности и торговли (его ответы передала пресс-служба министерства).

— Какие последствия были у существенного повышения утильсбора на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы, которое произошло год назад?

— По итогам 2023 года мы увидели значительный рост внутреннего авторынка — было реализовано свыше 1,3 млн новых автомобилей, на 60% больше, чем в 2022 году. Половину в этом объеме составляли автомобили отечественного производства, но, говоря о доле российской продукции, нам еще есть над чем работать. В 2024 году положительная спросовая тенденция сохраняется — по итогам первого полугодия реализовали более 844 тыс. новых автомобилей, на 63% больше, чем за такой же период в прошлом году. Несмотря на то что объемы продаж российских автомобилей также выросли на 35%, их доля в рынке сейчас находится на уровне примерно 44% — ее необходимо наращивать.

Напомню, что целевые показатели утверждены Стратегией развития автомобильной промышленности до 2035 года. Мы ежемесячно получаем оперативные данные по объему внутреннего рынка и автомобильной, и специализированной техники из базы данных ЭПТС и ЭПСМ, внимательно отслеживаем динамику доли российской техники. В 2030 году в разрезе автомобильной техники она должна превысить 80%, а строительно-дорожной техники — 50%. Это те объемы, при которых будет обеспечен эффект масштаба для стабильного развития наших отраслевых предприятий.

Заделы для решения поставленных задач у наших производителей есть. Например, в прошлом году рост объемов производства автомобилей по отношению к 2022 году составил 16%. А по итогам шести месяцев текущего года с наших конвейеров сошло более 430 тыс. автомобилей, в полтора раза больше, чем за январь—июнь 2023 года.

Но рынок трансформируется, и сейчас в повестку вновь вернулся вопрос о дополнительной поддержке, необходимой для сохранения темпов роста. Нашим отраслевым сообществом совместно с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации на протяжении последних месяцев формировались актуальные предложения, включающие в том числе новый подход к механизму утилизационного сбора. Они были направлены нам на рассмотрение, и мы продолжаем внимательно изучать разработанные варианты.

— Почему потребовалось спустя год вновь говорить об индексации?

— В прошлом году одной из ключевых задач оставалась борьба с рядом последствий внешнего санкционного давления, которое сказалось и на конъюнктуре рынка, и на перспективах развития наших промышленных предприятий. Тогда в контексте настройки логистических цепочек решения задач по обеспечению комплектующими, перезапуску простаивающих площадок и необходимости насыщения внутреннего рынка было принято компромиссное решение, результаты которого себя оправдали. На данный момент совместно с отраслевым сообществом нам удалось снять остроту по большей части вопросов, стабилизировать рынок и собственное производство.

Сейчас мы планомерно усиливаем акцент на решении перспективных отраслевых задач, которые в том числе подразумевают создание долгосрочного инвестиционного ландшафта. Предлагаемые коэффициенты сформированы исходя из актуальных тенденций изменения рынка, его динамики, в том числе по импорту, а также с учетом уровня инфляции и влияния других макроэкономических факторов. В текущих условиях такая шкала индексации может стать дополнительным инструментом формирования предсказуемых условий ведения бизнеса как для отечественных, так и для готовых к локализации зарубежных производителей. Это важное условие для реализации совместных промышленных проектов. Рассчитываем, что такой подход позволит стимулировать принятие инвестиционных решений.

На российском рынке увеличилось число китайских брендов как замена европейским. Как новое повышение утильсбора повлияет на относительную доступность автотранспорта? И какие еще меры в принципе могут быть приняты для предотвращения возможного роста цен из-за новой индексации утилизационного сбора?

— Действительно, популярность китайских иномарок растет. Но наши производители постоянно расширяют модельный ряд и предлагают потребителям достаточно конкурентоспособные автомобили. И самыми доступными на рынке сейчас все же являются модели отечественного производства — первые два места в топе самых продаваемых легковушек занимают Lada Granta и Lada Vesta.

Как и в части дорожно-строительной техники, индексация утильсбора не скажется на стоимости отечественных автомобилей, совокупные объемы реализации которых постепенно растут. Например, по итогам первого полугодия 2024 года рынок именно произведенных в России новых автомобилей всех сегментов составил более 373 тыс. штук, на 35% больше, чем за полгода в 2023 году.

При этом одной из приоритетных задач Минпромторга и ФАС остается контроль за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей и четким выполнением обязательств по наращиванию объемов производства, расширению предложения для потребителей, повышению уровня технического оснащения, конкурентоспособности и локализации выпускаемой продукции.

Напомню про поддержку отечественных производителей по целому ряду направлений — субсидирование НИОКР, субсидирование затрат на реинжиниринг, льготные займы ФРП, кластерная инвестиционная платформа, программы стимулирования спроса — и на автомобильную, и на специализированную технику. Кстати, на примере автомобильного рынка на сегодняшний день благодаря действию программ стимулирования спроса на более выгодных условиях было реализовано более 52 тыс. автомобилей в рамках льготного автокредитования — почти в два раза больше, чем за весь 2023 год. И около 29 тыс. автомобилей в рамках льготного лизинга. В совокупности это почти 10% от текущего полугодового объема рынка новых автомобилей. Будем продолжать реализацию данных программ, сейчас работаем над источниками финансирования.

Весь этот комплекс позволяет не только снизить финансовую нагрузку на предприятия, но и дает возможность реализовывать свою продукцию на более выгодных по сравнению с прямым импортом условиях. Но, повторюсь, для повышения доли отечественной продукции и снижения ее себестоимости все еще необходим эффект масштаба.

Дополнительно мы отслеживаем динамику индекса доступности отечественных автомобилей для населения. Этот показатель формируется исходя из количества средних заработных плат в средней стоимости отечественного легкового автомобиля. Сейчас этот индекс находится на уровне 14, как и в январе 2022 года. Для сравнения: в августе 2022 года он превышал 16. Несмотря на влияние всех внешних факторов, с которым мы столкнулись в последние годы, доступность автомобилей удалось сохранить.

Что касается импортных автомобилей, здесь не все так однозначно. Здесь есть ряд факторов, которые также необходимо учитывать.

Во-первых, одно из главных отличий сегодняшнего рынка от прошлогоднего — в его профицитности и высокой конкурентности, что само по себе формирует давление рынка на цену, снижает риски резких колебаний стоимости. Здесь учитываем информацию дилерского сообщества, которое отмечает текущую заполненность складов. Это подтверждается и данными базы ЭПТС. Стоки на сегодняшний день составляют более 700 тыс. автомобилей, около 50% из которых — импортированные в 2023 году и 2024 году.

Во-вторых, мы все видим, что в последнее время популярные китайские иномарки реализуются со скидками или в рамках различных акционных мероприятий. Причем объемы скидок иногда кратно превышают суммы утилизационного сбора.

В итоге давление этого объема стоков и его влияние на сдерживание роста уровня цен необходимо оценивать при анализе возможных колебаний стоимости. «Перекладывание утильсбора в стоимость» может быть компенсировано скидками, которые будут необходимы для реализации таких автомобилей.

 — Коэффициенты утильсбора на машины с электродвигателями могут вырасти начиная с 2025 года. Не приведет ли такое повышение к падению популярности электромобилей?

— Сегодня рынок электромобилей в России показывает уверенный рост. По итогам полугодия 2024 года реализовано более 11 тыс. штук, что на 137% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В полугодовом объеме рынка всех новых автомобилей они уже занимают долю 1,3%. По итогам первых шести месяцев прошлого года такая доля составляла 0,9%.

Отечественное производство электромобилей также развивается. С 2022 года регулярно запускаются российские проекты по производству электромобилей: на мощностях «Моторинвеста», завода «Москвич», «ЭМ Рус», «Автотора». В скором времени ожидаем запуск серийного производства электромобилей на мощностях заводов «Соллерс» и АвтоВАЗ. Продолжаем работу над проектом «Атом».

Отечественным производителям электромобилей также доступен весь комплекс мер поддержки, которые можно привлечь для развития производственных мощностей, наращивания объемов выпуска и локализации необходимых компонентов. Органически интерес к такому виду транспорта будет поддерживаться за счет развития необходимой инфраструктуры и отечественной продукции.

Источник: РБК